Плата за лифт

Почему плата за обслуживание нового лифта такая же, как и старого? Мы, а не лифтовики вложили деньги в его обновление, почему они с нас продолжают брать тот же самый тариф?

Во-первых, лифт — это общее имущество дома. Собственно, и бремя по его содержанию лежит на собственниках помещений в доме. Причем закон не делит собственников на жителей разных этажей. Ведь за крышу платят все, а не жители последних этажей, и за подвал тоже платят не только те, кто живет на первом этаже. Лифт — это такой же конструктив дома, как крыша или подвал, поэтому за пользование лифтом первых этажей так же взымается плата . Если бы лифт принадлежал лифтовикам, вот тогда можно было бы говорить о плате, привязанной к числу поездок (как в городском транспорте). То, что жители первых двух этажей во многих домах не платят за лифт, является наследием социалистического прошлого, когда квартиры были социальным благом, а не имуществом (одним из признаков благосостояния). Реалии сегодняшнего дня таковы, что лифтовая кампания, которой перечисляются платежи жителей,- это подрядчик, который имеет должную квалификацию для обслуживания этого опасного объекта.

Если нет желания оплачивать обслуживание лифта в соответствии с техническим регламентом, значит, на основании решения общего собрания владельцев помещений многоквартирного дома заварите двери в лифтовую шахту и откажитесь от пользования подъемником. Если же лифт в доме нужен, то надо быть ответственными собственниками своего имущества. Не те, кто его обслуживает (лифтовики), а те, кто им владеет и пользуется (собственники) помещений), должны оплачивать модернизацию оборудования, страхование лифта и пр.

Лифт — это транспорт, но только вертикальный. Когда автомобиль обслуживает автослесарь, кто оплачивает покупку новой машины взамен старенькой, отслужившей свое: станция техобслуживания или ее владелец? Кто платит страховку? Кто оплачивает техосмотр? А кто платит за подъем на лифте. В ситуации с вертикальным транспортом разница лишь в том, что, понимая его социальную значимость, муниципальные власти по мере возможности со финансируют жителям многоквартирных домов затраты на замену отслуживших свое лифтов.

Теперь о том, что касается перерасчета платы за лифт после его замены. Здесь не все так просто, как кажется на первый взгляд. В Новокузнецке надо менять порядка 600 отработавших свое лифтов. В год удается заменить раз в 20 меньше. Вопрос перерасчета поднимают те счастливчики, которым бюджет помог обновить лифт, а те, кто еще только ждут своей очереди, скромно молчат! Оно и понятно, ведь более старый лифт требует более частой замены узлов и деталей, чем его более молодой собрат, а значит, и больших затрат на обслуживание. Если бы с инициативой индивидуального расчета за содержание и обслуживание лифтов выступили жители тех сотен домов, в которых надо лифты менять, тогда ее стоило бы рассмотреть как справедливую. А пока, извините, ситуация такова: «я урвал», а на остальных наплевать. Пока мне надо было платить больше, я молчал, а сегодня могу потребовать снизить себе плату за содержание лифта, и меня не интересуют затраты моих вчерашних собратьев по несчастью…

Действительно, есть города, где плата за лифт зависит от года сдачи его в эксплуатацию. Например, в Москве применяются повышающие и понижающие коэффициенты. Новые лифты в содержании дешевле, соответственно, жильцы в этих домах платят меньше. Для жителей в домах, где лифты старые, плата за их обслуживание и плата за проезд в лифте больше. Собственно, это справедливо, если подходить к вопросу только с точки зрения бухгалтерии. Но ведь нельзя не учитывать и социальную составляющую: в старых домах живут преимущественно люди старшего поколения, получавшие квартиры за труд на производстве, или их наследники. При этом те, кто имеет высокий доход, покупают жилье в новых, более комфортных домах, где лифты замены не потребуют как минимум лет 15 — 20. Получается, что, требуя справедливого подхода к расчету тарифа на лифт, мы ущемим права малообеспеченных граждан. Так же нельзя забывать о плате за лифт нежилыми помещениями.

В ряде городов в тарифы включены только работы по содержанию и обслуживанию без учета стоимости деталей, которые выходят из строя. Например, хулиганы сожгли кнопки в лифтовой кабине. Лифт будет стоять до тех пор, пока управляющая компания не переведет лифтовикам со счета дома деньги за эту деталь. И такой подход, действительно, отражает затраты жителей на реальное содержание лифта, заставляет их относиться к общему имуществу бережнее. Либо люди собирают дополнительные деньги на замену деталей своего лифта, либо лифт стоит.