Ответственность покупателя за испорченный товар

С появлением торговых центров, где предусмотрено самообслуживание, часто возникают ситуации, когда покупатель случайно приводит в негодность товар. Администрация в этом случае требует, чтобы покупатель оплатил порчу товара. Как себя вести сотрудникам магазина, если покупатель повредил или испортил товар в торговом зале? Существует ли ответственность покупателя за испорченный товар или ответственность за его сохранность в торговом зале несет покупатель? Что делать, если сотрудники магазина настаивают на возврате средств за испорченный товар? Проанализируем данную ситауцию с точки зрения норм права.

По общему правилу риск случайной гибели или повреждения имущества несет его собственник (ст. 211 ГК РФ). До продажи товара им считается продавец. К покупателю риски переходят в тот момент, когда продавец реализовал ему товар (ст. 459 ГК РФ). Сделка по договору розничной купли-продажи считается совершенной после выдачи покупателю кассового, товарного чеков или иного документа, подтверждающего оплату товара (ст. 493 ГК РФ).

Значит, в магазинах самообслуживания право собственности на товар переходит не с момента, когда покупатель выбрал товар, взял его в руки или положил в тележку, а когда товар оплачен, и кассир выдал чек. Следовательно, за все, что происходит с товаром в торговом зале, продавец также несет ответственность перед покупателем.

В то же время все сказанное верно лишь для случаев, когда покупатель случайно испортил товар. Иная ситуация, если порча товара произошла по вине покупателя и была умышленной. В этом случае он обязан возместить нанесенный вред (п. 1 ст. 1064 ГК РФ).

Таким образом, если товар испорчен случайно и без умысла в торговом зале (до оплаты товара и до выхода из торгового зала), сотрудники магазина/супермаркетов, сотрудники ЧОПа и другие лица не вправе требовать от покупателя возмещения стоимости товара.